grossgrisly (grossgrisly) wrote,
grossgrisly
grossgrisly

Category:

Где оставили танки 11 и 6 MK ?

Ситуация с танками в белостокском котле напоминает русский народный костюм тришкин кафтан. Ибо советские танковые командиры, кому удалось вырваться из пекла котла, в своих отчетах смело устремляли количество танков восточнее Зельвянки/Щары к нулю, оставляя в лучшем случае по паре для для себя и групп сопровождения. Насколько это так ?- давайте посмотрим.

Так генерал Мостовенко утверждает что два танка Т-34 , которым удалось переправится ч/з Щару, были брошены под Новогрудком из-за отсутвия горючего. Возникает вопрос, а чей же танк тогда оказался в Минске 29.06 ? Причем по свидетельству Рольфа Хинце (автора дивизионной гешихте 20 тд) танков в городе было два: один был подбит возле КП 20 тд (его фото имеются в большом количестве), a о втором упоминаний нет.

Аналогичное количество танков заявлил также и генерал Борзилов (командующий 7 - й тд 6 МК) : только с 3 (тремя) машинами и конно-пехотной группой он вышел в леса вост. Слонима. Он вышел, а чтоже остальные ?

 

Но давайте по порядку. Посмотрим вначале на ситуацию с матчастью 11 МК, начнет для удобства с конца. Одним из ключевых пунктов следования корпуса и всей 3А стала дер. Пески на р. Зельвянка. Ситуация на 28 июня, по данным авиаразведки люфтваффе:

 

12.35 Пески ок 100 Машин (имеются в виду вместе с грузовиками)

12.55 на мосту в д. Дворек 30 машин

13.05 Пески рядом со вспомогательным мостом 30 повозок и машин

13.20 Старыня (12 км южнее Пески) 30 вражеских машин, ок 100 лошадей

13.40 2.5 км СВ Старыня одна враж. батарея в движении

 

Как видим довольно подробное расписание, Но в нем нет того, что мы ищем--танков. Конечно по фотографиям трудно отличить танк от грузовика, но предположим опытный глаз офицеров люфтваффе мог бы это сделать. Тогда стоит вернуться к более ранним событиям; попробуем проследить где еще были замечены танки 11 MK в эти дни.

 

Весь предыдущий день 27.06 был довольно богат событиями. Как известно вермахт упорно стремился захлоплуть котел в его самом узком месте: по линии Зельва-Пески-Мосты. С севера туда двигались: 28. ID, 5. ID, 35 ID а с юга им навстречу- знаменитая (по участию в Сталинградской битве) 29 пд (мот).

Советская сторона пыталась воспрепятствовать этому: 204 мд 11 МК успешно отбивала попытки немцев переправиться у Мостов. С юга вся масса 3А пыталась проскочить через бутылочное горлышко котла, что было замечено авиаразведкой: "из района юж. Гродно движется длинная вражеская колонна ч/з Лунна на Волпа".

 

Хейдорн предполагает что во главе колонны двигались танковые части 11 МК, они уже в обед достигли пространства юж. Мосты и двигались дальше в направлении р. Щара. Чем это подтверждается ?- данными разведбата 29 пд (мот). Разведчики установили 2 группы:

 

- Мотоколонны с танками в 17.30 севернее Букстово и далее на Велка Вола

 

  • Маршевая группа с танками ок 20.00 сев. Монкевице и 5 км ЮВ танки с мотострелками у Малые Озерки.

     

Иммено с этими отходящими частями и столкнулись части 29 пд, а именно: разведбат и батальон мотострелков-29. Далее Хайдорн сообщает о боестолкновении в котором Передовой группе 29 пд пришлось туго и к концу дня она отошла в райoн Холынка, потеряв при этом 16 БА !

 

После этих боев танковые группы 3А достигли ночью 27-28.06 Зденциол, более того по сообщению авиаразведки люфтов (подразделение 4F/14 работало для 9А вермахта) что 28.06 ок. 12-13.00 вдоль дороги Зденциол-Новогрудек наблюдались вражеские колонны всех видов. И имеется архивная ссылка на это сообщение.
Присутвие частей 29 и 33 тд. в Новогрудском котле также подтвержается развед-сообщением 4АК от 6 июля:
обычно их разведотделы выпускали такие еженедельники о составе войск противника.

Для баланса стоит добавить показания лейтенанта Воробьева, которые он давал в июле в расположении 29 пд. Так вот , по его показаниям основную массу машин все ж таки бросили при переправе ч/з Щару из-за отсутсвия горючего. Где служил лейтенант - пока не ясно..к тому же непонятно о каких именно машинах шла речь- грузовиках или танках ? или всех типов ?

 Кроме того танки и а/машины наблюдались и позднее в новогрудском котле, так что не стоит всё списывать на нехватку бензина. Скорее можно поверить что в спешке отступления авто-колонны не смогли переправиться ч/з Щару из-за нежелания    нехватки времени для восстанoвлeния поврежденныx мостoв.

 

Вот это так в основных чертах. Как видно основная масса оставшихся у 11 МК танков еще днем 28.06 находились на дороге зап. Новогрудка, так что теоретически некоторые из них еще успевали в Минск 29.06. Сколько было их , хотя бы примерно ?-- неизвестно. Узнаем ли мы когда-нибудь кто был в Т-34, что потом попал на фото ?- сказать трудно.

 

Карта для отслеживания названий н/п ниже прилагается:

Tags: танки/котёл Белосток-Новогрудeк
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments