?

Log in

No account? Create an account

два допроса полковника Вепре НШ 18 ДНО
grossgrisly
один есть в ОБД но там учтен с ошибкой как "Верпе", а второй -- в штабе 1 ТД:


я искал доки по 21 ТБР, они в документах 41 АК есть в кол-ве аж 1 шт! и за начало ноября. В октябрe практически только этот допрос, тч. сохранность немецких документов была ужасной.
[read more]

Что здесь нового по сравнению со "старым" допросом в ОБД?-- во-первых, он пишет о кол-ве кадровых офицеров в дивизии-- ок. 30%, остальные не служили. Опустим подробности штабных и телеграфных рот, вооружение: ок "60% СВТ" в полку! Звучит довольно скандально, скорее всего это ошибка или неправильный перевод, стандартно было наоборот, к прим: военнослужащих-- 10668, карабинов - 6345, автоматических винтовок - 1366
https://www.rkkawwii.ru/division/18mdnof1

Далее, в полку была батарея 4-х полковушек и 6 ПТО 45 и 37 мм, последние были "Бофорсы", есть такое упоминание в другом допросе. ПТО в советских источниках вообще не фигурируют, что само по себе довольно интересно: получается дивизия без ПТО, чего конечно быть не могло. Те. вооружение дивизии было вполне на уровне, и он сам это признает: был артполк из двух дивизионов с 76 и 122-мм, а вот "боевой дух" был низким. Плохие отношения м-у офицерами и солдатами дивизии, плохое питание, недоверие командования к солдатам. Интересно с какой такой стати он решил, дескать, дивизия была "не готова бороться с танками"?- если только в одном полку было 6 ПТО! Т.е. в дивизии было 15-20 ПТО, плюс еще ОЗАД из 14 зениток-- против "праг" самое то.

Этот "плач Ярославны" по ополченским дивизиям есть и у Лопуховского, дескать их "бросали под танки". Да, бросали, так и в обычных сд было едва ли больше ПТО в сентябре, другое дело, что ополченцы были хреново обучены, так в этом вина штаба и лично полковника Вепре!- времени у них было достаточно. Еще забавная деталь: на допросе в штабе 9А полковник "включил дурку": де, минометы без прицелов к орудиям не было передков, не было связи и только одна ржавая рация, а по советским сведениям у него было 14 раций!

Последний абзац довольно интерeсен: советское командование ожидало основные удары на направлениях Белый и юж. Вязьмы. Потому дивизия была переброшена в группу 32 А под Белый, штаб армии находился лесу вост. Вязьмы, а штаб дивизии в Андреевке.
"Андреевка" -- это современное Днепровское, это мы выяснили при помощи ув gistory http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=55.655994&lon=33.908958&z=13&m=bs&search=%D0%94%D0%BD%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5

Есть еще небольшое продолжение на второй странице, но нечитаемо из-за двойного пропечатывания текста. Насколько можно догадаться, там информация о соседях дивизии на новом месте. Как же воевала дивизия?- он вообще не сказал ни в одном допросе. Скорее всего она была атакована на марше к Днепру, после чего банально разбежалась. Во всяком случ 18 СД нет на немецких картах начала "Тайфуна", хотя почти все другие есть. Часть дивизии таки вышла у Гжатска вместе с командиром Живалевым, а НШ-18 попал в плен, скорее всего сдался 1 ТД у Сычевки. Вот такой был "красный латыш", орденоносец.
И да, его судба в плену довольно характерна: несмотря на готовность немедленного сотрудничества в борьбе против большевиков, его роль былa довольно банальной-- он оставaлся в лагере в минске, заболел малярией. В общем, можно прочитат людям, верящим в немедленные перемещения в разведшколы ::
http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=75460.0