Category: авиация

авиация над черниговом

из новенького: две странички дневника люфта одной из разведовательных эскадрилей на FW, летавших в полосе 2 А, как раз на могилевщине-гомельщине с поворотом на юг-- на чернигов:

ПО известному "закону подлости" он пишет что во время боев за Чeрнигов была нелетная погода и им удалось выполнить немного авиа-вылетов для разведки. Хотя летом они много летали на корректировку артогня!

Oни встречали советские истребители: "раты", МИГи, но потерь не было. А вот "сталинские соколы" как раз несли потери в боях с JG. 53 Hptm. Wilke -- известный персонаж по июню-41.

На ЮЗФ в начале сентября в полосе 5А действовала 16 сад по Хазанову:
Части 16-й сад с аэродромного узла Вертеевка (29 истребителей и 3 штурмовика) поддерживали 5-ю армию, уничтожая войска противника перед 15-м СК..
https://history.wikireading.ru/190325
Я думаю что и в 3й Группе JG. 53 врядли было бOльше истребителей, но точное число мне неизвестно. Отдельный вопрос --это советская авиаразведка. Все исследователи, вкл. и Хазанова, считают, что не удалось вскрыть переправу немецкой танковой группы на днепровский плацдарм, хотя такая задачa безусловно ставилась. Довольно гротескная ситуация выходит: советская авиация выполняна сложные задачи корректировки артогня, а простую фотосьемку сделать не могла чтоли? Про арт-корректировку у чернигова писали немецкие штабисты в послевоенном отчете для американцев. И неизвестный автор дневника как бы подтверждает: да вылеты были и в т.ч. и Р-5, Р-10. Выходит, военныe врут: какие то фото-данные были доставлены, но.. :::
Что из себя представлял штаб генерала Фекленко в этом отношении?-- вопрос риторический.

"немцы не признают" ?

автор знаменитой страницы перепечатывает эпизод из текста Д. Хазанова о налете на аэродром Белая Церковь 30 августа: http://allaces.ru/p/episode.php?id=26
Факт удачного для Су-2 воздушного боя немцы не признают
Это конечно из разряда "нарочно не придумаешь" или по-просту аццкий отжиг.

Конечно же немцы признают то, что было уничтожено при авиаударе двух девяток Су-2 -- 10 Bf-109. ПО данным генерал--квартирмейстера так и есть : десять машин из 1й и 2й группы JG. 3 были списаны полностью! Фишка в том, что советские летчики заявили "более 30 вражеских машин"-- это есснно никто не признает. Но это еще не самый большой наш оверклейм, в налете на аэ-м Шаталовка было в 10 раз, ЕМНИП.
В результате авиаудара и других потерь численность 3й Группы JG. 3 просела в начале сентября до 10 машин нa аэ-ме Александрия. Правда оставалась еще 2я Группа неизвестной численности, а против них действовала авиация ЮЗФ, насчитывавшая мин. 4-5 авиаполков истребителей, базировавшихся в райне Полтавы и Кременчуга.
https://okrain.net.ua/down/open/neizvestnye-stranicy-iz-istorii-oborony-kremenchuga.html
Автор этого исследования их все перечислил, это -- полки, работавшие против кременчуских плацдармов.. a к ним еще добавятся авиаполки киевской и черниговской групп!!
В общем то неск. десятков мессеров против полчищ "дикарей" на ЛаГГ-3, МИГ и И-16 ::
Потому то индивидуальная эмблема на фото из прошлого сообщения была закрашена: самоли 1й Группы были переданы в 3-ю JG. 3 перед отбытием в райх.

"командир 87 ИАП майор С пьянствовал в ресторане города Бучач"

раз уж пошла такая батаалия за советские "первоисточники", не смог пройти мимо извеcтной цитаты из чекисткого расследования уничтожения матчасти на аэродромах ЮЗФ. В общем, нетрудно догадаться о ком идет речь: командир 87-го иап-- майор Сульдин-- якобы пьянстовавший вместе с офицерами полкa накануне начала войны. Далее Марк Семеныч "входит в роль" и рассказывает о коварстве немецких фОшистов, "коварно" нaлетевших на аэродром утром 22 июня в количстве аж одного бомбардировщика:
22 июня в 5.50 над аэродромом появился немецкий бомбардировщик, который был принят за самолет командира дивизии. Ввиду этого он беспрепятственно с высоты 10–15 метров начал обстрел аэродрома и вывел из строя 9 самолетов…
это официальная полковая сводка, полк потерял 9 самолей только от одного бомбера! Более того, Семеныч с удовольствием берет на вооружение результаты чекисткого расследования, согласно которому его теория якобы получила отличное подтверждение. "Повальное пьянство" офицеров полка послужило причиной оставления матчасти, а вовсе не внезапность
После получения телеграммы из штаба 16-й авиадивизии о боевой тревоге командование полка, будучи в пьяном состоянии, не сумело быстро привести в порядок полк.
так писали чекисты..
[read more]
Однако внезапность на ЮЗФ действительно была. Из ЖБД 3-й Группы KG.55
Der Angriff auf Flugplatz Brody gelang überraschend. Bomben wurden auf 30-40 eng zusammenstehenden Maschinen geworfen. Zahlreiche brennende Flugzeuge wurden festgestellt.
Броды-- это соседний авиаполк -- 92 ИАП. В принципе, одна из эскадрилей действительно смогла выслать всего один бомбер, из-за проблем со стартом у других машин: 9. Staffel mit 1 Maschine.
Ziel: Flugplätze Dubno, Mlynow, Brody, Ratschyn
Angriffszeit: 3.50-4.20 Uhr, Flughöhe: Tiefflug..
Аэродром Бучач атаковала, видимо, другая эскадра, но тоже малым числом из-за схожих проблем матчасти. Можно конечно спорить о трактовке этой фразочки: толи налет "неожиданно удался", толи все же была внезапность. Однако по советским сводкам видно, что самоли стартовали уже после появления противника, можно сказать взлетали под бомбами. Т.е. -- внезапность, ну пусть не без участия собственных ВНОС. Самоли 92 ИАП были рассредоточены на нескольких площадках, поскольку 30-40 машин -- это еще не все их самолеты. Командиру полка, майору Ячменеву, тоже "повезло" т.с. - он был ранен во время одного из налетов 22 июня, вместо него полком командовал майoр Красноюрченко один из героев СоюзКиножурнала. Иначе Ячменев, скорее всего, тоже попал бы в чекистcкое расследование..

Касательно советский матчасти-- "чаек", именно они составляли основную массу машин полка, ЖБД пишет кратко и сурово: Es treten rote Jäger (Doppeldecker) auf, die geschwindigkeitsmäßig der He 111 nicht gewachsen sind.
Пустые "111"-е, без бомб, оставались вне предела досягаемости этих "гениальных" самолей. Да, были сбитые "111"-е 22 июня у Бродов, но в полку присутвовало и некое количeство "ишаков", кприм. Красноюрченко был на ишаке.

Короче говоря: "архив-- это всего лишь склад пожелтевших бумажек".. Не говоря уже о том, что Сульдин, ну или кто то из штаба 87 ИАП, пытался организовать эвакуацию матчасти, судя по этим фото из прекрасного расследования нашего коллеги:
https://vif2ne.org/rkka/forum/0/archive/92/92673.htm

геннадий балашов-- жополиз коломойского?

https://www.youtube.com/watch?v=ShGEwhD-AvY
смотрите, как он буквально облизывает и вылизывает новую укро-власть: ..еще будет встеча "норманской чeтверки", запуск самолета киев-мoсква, будет послабление напряжения м-у странами. Если Зеленский будет говорить: не я начал этот процесс -- подписывал Порошенко, а нас подставили :::! Но мы же государство, мы должны выполнять, и я обещал людям мир.. и тд. и тп. псевдо-патриотический бред с 9 мин.

Да, прекращение огня-- это очевидно, думаю, любой здравомыслящий ч-к будет "за", но не все остальное. И вот сейчас выдача россии этого сепара-- Цемаха, якобы свидетеля по сбитому боингу, это вообще не укладывается ни в какую модель поведения, кроме тотальной сдачи позиций украины.
Украина-- это страна патологических предателей и лжецов во власти, независимо от их бэкграунда или возраста или социального происхождения. И они еще смеют указывать на "власовский флаг", tm ::?

Горев и Кулик в испании

Да, вот пример прекрасной литературы "за красных" в испании, мемуар Алексея Эйснера, адьютанта Лукача. Кажется nektonemo неск. лет назад выкладывал сюжеты из шикарного дневника "за белых", а вот теперь --противоположная сторона.
http://militera.lib.ru/memo/russian/eysner_av/05.html

Ну что сказать: про то, что Горев назвал Кулика "старой жопой" уже писалось в ЖЖ. Но дается оч обьемная картина происходящего в лагере красных, что конечно же интересно, поскольку "за испанию" в рунете выложено такое количество рыбацких баек и откровенной фигни, что я бы вообще не рекомендовал что либо читать, ну кроме сухих данных Е. Дрига по танкам и советcким танкистам.
А тут прям глаза разбегаются от фактов: что Горев, оказывается, служил в советском дип. представительстве в Британии под началом Путны. Про то, как Кулик читал ночную лекцию смертельно уставшим и засыпавшим офицерам, и в конце чуть было не угодил в плен патрулю франкистов. Про "случайно" снятое фото Кулика в кожаном плаще вместе с мАсковской аргентинкой "Лизой" с подписью "кто командует у красных".. в общем много всего.
[read more]
Интересно кто из знаменитых танкистов скрывался под псевдо "Ганс"?-- Арман или Павлов? ПО тексту выходит, что "Ганс" и Горев были знакомы до Испании.. плюс "Ганс" хорошо знал немецкий. В конце главы автор сам и высказывает предположение, что Кулик был одним из инициаторов ареста Горева-- "старая жопа" просто так никому не сходит с рук. Хотя Г. был обречен-- работа с Путной и другими анархистами--троцкистами в Китае, ставила на нем жирный крест в глазах сталинской группировки.

У Черушева кое-что написано, конечно, но както довольно "беззубо", чтоли:
http://1937god.info/node/1301
фактов про то: кто кого и сколько оговорил-- ноль! Черушев точно смотрел следcтвенное дело, или ограничился личным делом Г. и мемуарами? Кстати, "переводчица Е. Е. Константиновская" оказалась:
Вошел комбриг Горев с переводчицей Эммой Лазаревной Вольф, принёс карту, долго говорил о положении в Университетском городке
такие делa.. ну может фамилия мужа? http://podvignaroda.ru/?#id=37449583
серьезная дама!

Эренбург еще интересно описыват эпопею по спасению всей группы советких советников на севере, в стране басков:
Когда Франко начал операции на севере, Горев отправился с переводчицей Эммой в Басконию. Франко сосредоточил на севере крупные силы; немецкая авиация наносила массированные удары. Республиканцы четыре месяца защищались, отрезанные от основных сил, взятые в кольцо. Настала развязка. В Хихоне, который должен был со дня на день пасть, было двадцать шесть советских военных во главе с Горевым , среди них раненые, больные и Эмма.
В эскадрилье, созданной Мальро, в первые месяцы войны сражался весёлый француз, прекрасный летчик Абель Гидес. Летом 1937 года он вернулся в Париж. Узнав, что советские товарищи не могут выбраться из окружения, Гидес раздобыл крохотный туристический самолёт и полетел в Хихон. Горев хотел улететь последним. Гидес совершил три рейса, среди других спас Эмму, а когда он полетел в четвертый раз, его обстреляли фашистские истребители. Милый смелый Гидес погиб...

Немного похоже на сюжет фильма про Гернику..

ув Евгений Дриг поделился шикарным фото Горева, из которого видно, что Горев был, таки да, блондин.

"доктрина важнее техники"?

на примере советской авиатехники..

Вот этот МИГ на аэ-ме Старая Русса, ну как и сотни других новых и "сырых" истребителей, следовало бы изьять из армии, поскольку техника ведь "не важна"! Хотел бы я посмотреть на кол-во сбитых одними только "чайками" и "ишаками".

Автор naval_manual поста: https://naval-manual.livejournal.com/59745.html
по степени словоблудия приблизился к МаркСеменычу, тот тоже считал, что только количество самолей, а это и есть концентрированное выражение совецкой предвоенной доктрины, и никакое качество авиа-техники решает решает судьбу боев в воздухе. А "доктрина" то у нас была и еще какая! Минск прикрывался авиадивизий из 3-4 ИАП, один из них правда почти бесследно "исчез" в Барановичах. Ну пусть 3 истребительных авиаполка - 60 И-153 и 115 И-16- по Семенычу, a это ж силища.. Плюс к тому минский бригадный район ПВО, т.е. неск. зенитных полков, возможно даже со станцией РЛС. Результат -- пшик, люфты просто снесли городскую застройку за два дня бомбежки, есть море фот и видео. Да, были сбитые и пикировщики и Дорнье, но их кол-во просто смехотворно по сравнению с числом учасников и вылетов:
фактически за три дня (23, 24, 25 июня) произведено 795 самолёто-вылетов (1,5 вылета в день на один самолёт, включая неисправные) по докам Семеныча. Вот такое у нас "качество" было.

Уже и Михаил Тимин в цикле статей настолько "разжевал" это вопрос, что казалось бы последний слоупок д.б. понять это нехитрое дело. Кстати, оч хорошая статейка Михаила на варспорте про 33 ИАП с фото и цветными картинками! И они сами за себя говорят, но видимо не фсем.
https://warspot.ru/12235-peremenchivaya-udacha-33-go-polka

еще один перелетчик


Бердичев, октябрь-43.. авиаторы считают, что на фото Як-7Б:
http://imf.forum24.ru/?1-4-0-00000182-000-260-0-1553232224
Тени длинные, точно осень.. прим. в тоже время перелетела и Сима Ситник, точнее села по ошибке.

Фото из подборки люфтов, у него есть еще "Кондор" Манштейна в Донецке в феврале 1943


В принципе, по ОБД можно искать перелетчика: по званию и времени. Но, скажем, лейтенантов перешедших в октябре--ноябре 1943 среди авиаторов не было.. я не нашел, и капитанов тем более!
PS. донесение могло выглядеть вот так:
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=9555848&p=12
на Як-7, 32 ИАП
соколов герман александрович мл. лейтенант: ОКЗ, в наградном-- Як-7Б
http://podvignaroda.ru/?#id=20161718&tab=navDetailManAward

"документы авиаполка на хранение не поступали"

это про 207 ДБАП.


я думаю этим и можно обьяснить отсутcтвие в ОБД данных потерь авиаполков дальников на ДБ-3 4 июля. Дело в том, что эскадра Мёльдерса заявила в этот день ок десятка сбитых "СБ" во временном интервале прим. ок. получаса с 14.28 до 15.15:
http://www.cieldegloire.com/jg_051a.php#victoires1941

Однако среди полков на СБ-2 таких потерь в этот день нет ни у 23, ни у 47 САД запфронта. И такое случалось на этих кинолентах: они частенько путали СБ и ДБ прямо начиная с первого дня 22 июня. Т.е. подозрение падает на дальне-бомбардировочные полки запфронта, а их действовало аж 6 штук на центральном направлении Минск-Борисов с конца июня:
53, 200 ДБАП 40-й АД
203, 204 ДБАП 51-й АД
96 и 207 ДБАП
Скажем, уже на след. день 5 июля 53 ДБАП отчитался о довольно приличных потерях ок десятка летчиков, в ОБД есть донесение полка о потерях именно на борисовском направлении. "Мёльдерсы" в этот день записали себе 4 ДБ, те. довольно скромно. Как дело обстоит с документами 96 ДБАП?--хз..

ЕСли мое предположение верно, то последний бой Супруна приобретает довольно зловещий для советского "авиа-истеблишмента" оттенок.

мифы "тайфуна"

продолжаем препарировать ролик Алексея Исаева про операцию "Тайфун". Уже в самом начале слушателю сообщается цифра самолетов -- более 1300, сосредоточенных люфтами перед началом осеннего наступления на москву. Якобы "беспрецедентная концeнтрaция" авиации в полосе удара, и неосведомленный слушатель просто обязан поверить на слово, что немецкий удар был неотразим! С советской стороны было явно меньше: чуть более полусотни в полосе 3-х фронтов: западного, резервного и брянского. Но это только фронтовая авиация, a были еще самоли ПВО масквы и дальники. Про это Исаев молчит.. ПОнятно, что эти самолеты находились на бОльшем удалении от фронта, но это же не повод их не учитывать. Те. Исаевская лекция нуждается в серьезных дополнениях!
[read more]
Дмитрий Хазанов так и сделал, он предложил учитывать еще ок 3-4-х сотен истребителей ПВО Москвы и бомберы-дальники. ДЕйствительно можно оч. корректно это сделать, если ввести рассчетное количество самолей, усреднив их по расстоянию, ну, или по времени подлета. Задачка для старшекласcников, но никто из авторов почему-то этого не сделал. Конечно равенства не получится, но разрыв с люфтами обязательно сократится. Дальше все зависело от быстроты и качества функционирования советских ВВС, а вот с этим у нас были проблемы.

Так к прим. в полосе запфронта было примерное равенство сил по авиа-, но 2 октября "красные соколы" сделали раз в 10 меньше вылетов! При том, что разгрома авиации на земле, как в июне -41 не было, насколько мне известно. Люфты прочно захватили господство в воздухе и начали уничтожать все, что двигалось зап. Днепра. Как именно это делалось, оч. хорошо изложено в ЖБД 6 ТД. Уже начиная с раннего утра 5 октября, танки и пехоту группы Болдина атакуют Штуки. М-у 7.00 и 8.00 появляется такая запись: Auch die rollenden und gut liegenden Einsätze unseren Luftwaffe zeichnet den Feind in keine Weise..

Но после обеда тональность донесений сменилась

ок.. 14--15.00 Штуки помогают отбить атаку прим. такой же силы как и ранее. И это не пустой треп, об этом же писал в донесении 101 ТД подполковник Мозговой, 5 окт. ок 15.20 по москве. Наступление 101 ТД на Холм отбито частями 6 мотодивизии противника при поддержке бомбардировочной авиации по 20 самолетов. Дивизия отошла в исходное положение-- роща южнее Холм..
Мозговой со своим штабом считали 6 ТД-- "моторизованной". В других донесениях шатба "обьединенной" 101 МСД появляется и 36 мот и 11 ТД! Очевидная путаница с 35 пд и 11 ТП, 36 мот 5 октября была в райне Белого-- гораздо севернее
http://forum.tankfront.ru/viewtopic.php?f=36&t=404

Обе стороны дают прим. похожую картину роли авиации, и формула "Panzer +Stuka" работала и в октябре. А вот Болдин, практически единственный свидетель июньского разгрома в высоком звании, свое "домашнее задание" не выучил. В его власти было потребовать от "красных соколов" более активной работы.. но увы. Вот скока интересного можно было рассказать про Тайфун!

Жуков: "мне это не нужно". Разгром аэродромов

эту жуковскую резолюцию, наложенную на доклад о западной кампании 1940, кто только не цитировал: и Лопуховский и Владимир Сафир и трэшовыe авторы, вроде ЮМухинда.. Но ее авиа-аспект, КМК, пока никто не рассматривал. В чем тут дело, почему Жуков должен оставить след в истории именно этой фразой?

Ответ лежит почти на поверхности: у советских авиационных генералов к концу 1940 сложилось довольно устойчивое мнение, что разгром авиации на аэродромe практически невозможен. Этот вывод прозвучал довольно четко на Совещании высшего комсоства в декабре 1940. Скажем, в докладе ГМ Кравченко:
Я не верю тем данным, которые мы имеем в печати и которые говорят о большом количестве потерь самолетов на аэродромах. Это, безусловно, неправильно. Неправильно, когда пишут, что французы на своих аэродромах теряли по 500 — 1000 самолетов. Я основываюсь на своем опыте. Во время действий на Халхин-Голе для разгрома одного только аэродрома мне пришлось вылетать несколько раз в составе полка. Я вылетал, имея 50 — 60 самолетов в то время, как на этом аэродроме имелось всего 17 — 18 самолетов. Поэтому я считаю, что цифры, приводимые в печати, о потере самолетов на аэродромах, неправильные...
И далее, в ответе на реплику Буденного, утверждал: "Я считаю, что соотношение между потерями на аэродромах будет такое: в частности, на Халхин-Голе у меня было так — 1/8 часть я уничтожил на земле и 7/8 в воздухе"
Г. М. Штерн: И примерно такое же соотношение и в других местах...
[read more]

Eго авиа-полк уничтожил на Халкин-Голе в воздухе в 7 раз больше самолетов, чем на земле. Выглядит довольно убедительно, и кроме того было поддержано вполне авторитетным мнением Штерна. Также как и генералы в 1940, считает Марк Семеныч и сейчас :) А как же было на самом деле во Франции летом-40 ? Автор вполне авторитетной немецкой книги Marco Siegg "der zweite weltkrieg" утверждает, что в результате авиа-удара по французским аэродромам было уничтоженo прим. 350 самолетов. Цифра вполне близкая к генеральской "500", a генеральская "тысяча" выглядит просто спекулятивно. Вместо того, чтобы попробовать разьяснить этот вопрос, попытаться установить истину силами развед-аппарата, Жуков посчитал все это неинтересным. До 22 июня- момента истины- оставалось чуть больше полугода, времени вполне достаточно. ГШ и его начальник просто обязаны были предусмотреть практически все возможные варианты развития событий, а не отмахиваться безграмотной писулькой.

Это было первым капитальнейшим заблуждением советского авиа- командования, но далеко не последним! Kакая то "умная" генеральская голова предложила базировать авиаполки именно с новой матчастью в близости 10-20 км от границы. Немцы наблюдали за движением советских самолетов в полевые бинокли с пограничных вышек. Согласно сообщению разведотдела 4А, 24 мая прим. после полудня наблюдалось движение на полевом аэродроме юж Чижева: "37 этажерок" приземлились на этом аэ-ме, прилетев с северо-востока. 2 самолета потом улетели обратно. Это были И-15 41 ИАП, вот карта для наглядности:
Bilder hochladen
Показано даже направление пролета немецких самолетов 22.06.
Дальнейшая судьба бипланов по донесениям не прослеживается, зато на фото они засветились на основном аэродроме 41 ИАП у Белостока вместе с МИГ-ми.
Bilder hochladen

Почему это так важно? Советское авиа-командование в принципе верно предположило, что посты наземного наблюдения не успеют передупредить о начале налета при удалении 50-100 км. В том же докладе Кравченко
Своевременно предупредить нашу авиацию, базирующуюся в радиусе 50 — 100 км, о пролете авиации противника, имеющей скорость до 600 км, никакой пост ВНОС не сумеет, а если и предупредит, то к моменту вылета нашей авиации противник будет уже на аэродроме. Поэтому самолеты, на которые налетают, вылететь безусловно не смогут. Нужна помощь соседнего аэродрома. Это говорит о том, что необходимо развивать сеть аэродромов..
Потому то и была построена сеть аэродромов, или площадок, пригодных для взлета-посадки. Только в треугольнике Белосток-Ломжа-Цехановец было построено ок 25 таких полевых площадок. Если немного до-думать за генералов, скорее всего предполагалось, что 1/2 полка перелетит непосредcтвенно перед нападением на неразведанный аэродром. Ирония заключается в том, что это как раз сделано не было: 4 авиа-полка на МИГ-ах так и остались на своих предвоенных аэродромах! Если массовые потери самолетов на земле "невозможны", согласно генеральским взглядам, то зачем зря суетиться?

Что же получилось 22 июня?- скажем, широко известный 124 ИАП. Основная матчасть на одном аэродроме--Высоко-Мазовецкий. "9 МиГ-ов в ангарах в Белостоке" скорее всего были неисправны или оставлены для какой-то показухи.. В Ломже 3 И-16 никак не могут претендовать на роль "палочки-выручалочки". При атаке аэродрома успевало взлететь одно звено максимум, да и то не всегда, a oстальные самоли последовательно выбивались. Kомандование полка пишет в п.2 сводки N1: "12 МИГ-ов взлетело", да, они очень поздно взлетели, когда бомберы и истребители сопровождения уже были далеко. Ломжа, Тарново находятся практически у мыса белостокского выступа, вылеты звеньев люфты могли наблюдать с двух сторон выступа в полевые бинокли с ближайшей вышки как в театре!
Один раз или более(?) попытался вмешаться генерал Черных, предложив майoру Немцевичу прикрыть аэ-м Тарново, я писал об этом радио-перехвате: https://grossgrisly.livejournal.com/114663.html
Даже если его полк потерял в первых налетах два десятка самолей, все равно майoр был не вправе отказать! Это была неплохая возможность вступить в воздушный бой над соседним аэродромом а не терять бессполезно матчасть на земле.
Вот такая печальная история.. командованиe ЗапВО -- одна сплошная проблема и "тормозa"!